Наложение сайта

Национальный флаг как главный политический символ

Аннотация: В статье исследуется вопрос возникновения и использования государственных флагов как символов единства нации, связанных с важнейшими политическими событиями и процессами, а также как сакральных символов, окружённых особым культом; как символов, которые со временем приобретают устойчивость по отношению к альтернативным символам ряда политических групп. Особое внимание в этом контексте обращено к белорусскому национальному флагу.

Национальный флаг занимает особое место в ряде других политических символов. Как отмечает исследовательница национальных флагов Г. Элгениус, определение нации как общности людей подразумевает в том числе наличие привязанности общим символом, главным из которых является национальный флаг. Он стал важнейшим политическим символом благодаря тому, что в простой, абстрактной форме репрезентирует нацию и государственность [1, p. 28].

Понятие «национальный флаг» является творением эпохи Великой Французской Революции: до сих пор государствами мира использовались только военные или морские флаги, которые были связаны с монархией и с её вооружёнными силами. И только с конца XVIII века с распространением идей нации и национального государства флаги стали приобретать инклюзивное, объединяющее значение, которое ассоциируется со всеми гражданами, а не только с правящими элитами [2, p. 560]. Так, в 1794 году был утвержден французский национальный флаг-триколор, подавляющее же большинство национальных флагов было создано в XIX и XX веках. Вместе с тем некоторые страны, например Дания, Англия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Россия и другие, в качестве национальных переняли исторические военные или морские флаги.

2023-nacionalnyj-flag-kak-glavnyj-politicheskij-simvol1
Площадь Государственного флага в Минске

Происхождение национальных флагов неразрывно связано с политическим контекстом, с важнейшими политическими событиями и процессами – войнами, революциями, достижениями независимости, общественно-политическими преобразованиями, изменениями формы государственного устройства и т. п. Например, трансформация крестовых флагов Дании, Англии, Швеции, которые использовались в донациональную эпоху и изначально являлись военными символами, в национальные флаги была связана с процессами Реформации, после того, как в этих странах были созданы протестантские церкви, которые не зависели от власти римского папы и подчинялись непосредственно своим монархам. В свою очередь, многие флаги-триколоры относятся к эпохе формирования первых наций и возникли как символы национального революционного и освободительного движения. Еще одна группа национальных флагов-так называемые геральдические, созданные с использованием исторических элементов-геральдических цветов, эмблем, особых символов, отражающих их особенность. Эти флаги свойственны для эпохи постимперских наций, начавшейся после 1914 года, и были утверждены в связи с достижением странами и народами своей государственной самостоятельности [1, p. 51–54, 87–89].

Природа национальных флагов носит двойственный характер: с одной стороны, их можно назвать современным изобретением человечества, с другой – обычно их связывают со всей историей страны, воспринимают как архаичные предметы, имеющие сакральную сущность [2, p. 571]. Национальные флаги часто окружены культом, к ним относятся с особым уважением и поклонением. Существуют специальные правила установки и вывешивания национальных флагов, их использования при проведении различных церемоний и мероприятий. Попрание национального флага может быть расценено как действие по десакрализации главного национального символа, как оскорбление самой нации, и поэтому во многих странах это рассматривается как преступление, ведущее к уголовной ответственности.

Несмотря на то что национальный флаг имеет сакральное значение и призван объединять всю нацию, во многих странах существуют определённые политические группы, использующие альтернативные флаги как символ соответствующих политических взглядов и идеологии. Они также являются своеобразным инструментом борьбы за власть [3, c. 389]. Так, в России сторонники монархических и радикально-националистических идей объединяются под чёрно-жёлто-белым флагом Российской империи, который официально использовался в государстве с 1858 по 1896 год. В Германии флаг сторонников право-экстремистских идей — чёрно-бело-красный триколор, он являлся официальным флагом Германской империи с 1871 по 1918 год, а также одним из официальных флагов нацистской Германии (вместе с флагом, содержащим свастику) с 1933 по 1935 год. В США сторонники идеи гордости южных штатов, а также идеи расизма используют флаг Конфедеративных Штатов Америки 1863-1865 годов-синий Андреевский крест со звездами на Красном поле. В Испании противники монархической формы правления используют красно-жёлто-пурпурный триколор Испанской Республики, существовавший с 1931 по 1939 год.

Следует отметить, что сторонники определённых политических идей в тех или иных странах нередко считают флаги своих партий или объединений настоящими национальными символами, несмотря на то что в стране есть действующий официально утверждённый флаг. Официальным же приписывается характеристика искусственных символов. В этой связи можно привести высказывание исследователя нациостроительства П. Колста, который отмечает, что естественных национальных флагов, как таковых, по своей природе не существует. Все национальные флаги в какой-то степени являются искусственными, потому что на раннем этапе своей истории казались новыми и незнакомыми. Поскольку ни в одном национальном флаге изначально нет врождённых качеств, что эмоционально или когнитивно соединяют его с нацией, которую он символизирует, то этой связи, очевидно, необходимо учиться. И в этом плане фактор времени выполняет важную роль: постепенно альтернативные символы будут выходить за пределы общественного восприятия, а действующие национальные символы приобретут достаточную устойчивость, что будет свидетельствовать о сплочённости нации [4, p. 696–698]. При этом большую роль в формировании такой устойчивости играют положительные эмоции, связанные с национальным флагом, такие как гордость, радость, приподнятое настроение. Их могут вызвать, например, победа отечественных спортсменов на международных соревнованиях, проведение важных международных встреч и саммитов с участием представителей своей страны, успешное позиционирование и продвижение национальной продукции за рубежом, проведение торжественных и культурно-зрелищных мероприятий с использованием национального флага и т.д.

Рассмотренные вопросы возникновения и использования национальных флагов имеют особую актуальность для Беларуси на фоне событий 2020 года, когда представители экстремистских политических взглядов в очередной раз стремились продемонстрировать свою символику.

В контексте этих вопросов обратимся к истории белорусского национального флага, выделив следующие этапы его эволюции, которые связаны с определёнными политическими событиями.

Так, первым этапом эволюции национального флага можно считать этап, который связан с такими значимыми событиями, как Октябрьская революция, образование Первого Белорусского национального государства – Белорусской Советской Социалистической Республики, объединение БССР с Российской СФСР, Украинской ССР и Закавказской СФСР в Союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик. Эти события обусловили внешний вид белорусского флага, который использовался с 1919 по 1951 год: он представлял красное полотнище, в верхнем левом углу которого располагалась исполненная золотыми буквами надпись с наименованием Республики, впоследствии дополненная эмблемами Советского государства – перекрёстными серпом и молотом золотого цвета и пятиконечной красной звездой, окаймлённой золотой канвой.

Второй этап эволюции национального флага связан с такими событиями, как победа советского народа в Великой Отечественной войне, образование Организации Объединенных Наций, включение в число государств – основательниц ООН Белорусской ССР как страны, понесшей значительные потери в войне и внесшей большой вклад в разгром фашизма. Эти события повлияли на то, что в 1951 году был утверждён новый государственный флаг БССР, который использовался до 1991 года. Сохранились красный цвет в качестве основы, а также перекрёстные серп и молот и пятиконечная звезда в верхнем левом углу. В композицию полотнища были введены зелёная полоса и национальный орнамент белого цвета на красном поле.

Третий этап эволюции национального флага связан с такими событиями, как провозглашение независимости БССР и её переименование в Республику Беларусь, распад СССР, образование президентской республики. Эти события повлияли на утверждение современного государственного флага Республики Беларусь, принятого в 1995 году по итогам проведённого республиканского референдума. Само изображение флага основано на внешнем виде государственного флага БССР, принятого в 1951 году. Из его композиции были исключены символы советского государства — серп и молот и пятиконечная звезда, а цвета национального орнамента приведены к оригинальному виду – орнамент красного цвета на белом поле.

В целом, если обратиться к рассмотренной выше классификации национальных флагов, что дала Г. Элгениус, то белорусский следует отнести к группе геральдических флагов, поскольку он является флагом постимперской нации и содержит отличительный национальный элемент – орнамент. Размещение этого элемента на полотнище, как отмечает знаток флагов В.Н. Саприков, стало новаторской идеей. «Традиционный орнамент не просто украшение, а своего рода письменность, своеобразный код, который с помощью узоров передает определённый смысл, – пишет исследователь. — Такого рода орнаменты люди применяли издавна, когда у них ещё не было письменности, а они хотели передавать уроки жизни, накопленный опыт следующим поколениям. И делали они это с помощью орнамента, которым вышивали одежду, украшали дома, сбрую, оружие, предметы быта – горшки, чашки, ларцы» [5, C. 96–97]. Таким образом, включение орнамента в композицию Белорусского национального флага можно назвать отражением связи между поколениями, между древней и новейшей историей Беларуси. Орнамент расположен на относительно современном по меркам истории национальном полотнище, но его присутствие на флаге свидетельствует о давнем, богатом на события прошлом белорусского народа, отражает уважение к культурным традициям страны.

Белорусский национальный флаг, как и национальные флаги многих других стран, является сакральным символом. Выступая во время торжественного ритуала чествования государственных символов в 2022 году, Президент Беларуси Александр Лукашенко в этой связи отмечал: «Флаг и герб – суть их в том, что весь народ, все мы должны поклоняться им. Это, если хотите, светская икона в стране» [6]. Законом «О государственных символах Республики Беларусь» установлено требование уважительного отношения к государственной символике, определён порядок её использования. За попрание государственных символов предусмотрены меры ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь. Указом Президента «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» установлен специальный государственный праздник – День Государственного флага, государственного герба и государственного гимна Республики Беларусь, который отмечается во второе воскресенье мая. В центральной части Минска создана торжественная площадь Государственного флага, на которой установлен семидесятиметровый флагшток с самым большим полотнищем в стране площадью 98 квадратных метров и весом 25 килограммов.

Особую ценность государственные символы, прежде всего национальный флаг, приобретают во время исторических испытаний. Свидетелями последнего из таких все мы были в 2020 году, когда радикально настроенная группа людей стремилась втянуть нашу страну в общественный хаос. С целью своей политической борьбы они использовали альтернативный символ — бело-красно-белый флаг. Напомним, что исторически он являлся официальным флагом Белорусской Народной Республики, которая существовала в 1918 году в условиях немецкой оккупации и не стала реальным государством. В годы нацистской оккупации БССР БКБ-флаг использовался белорусскими коллаборационистами как официально разрешённый со стороны оккупационной администрации символ. В 1991 году такой флаг был утверждён в качестве государственного символа на основании решения Верховного Совета Беларуси. Это решение было принято под давлением радикально-националистической оппозиции и без учёта опроса общественного мнения. Флаг использовался до 1995 года, пока не был отменён по результатам республиканского референдума [7, c. 58–60].

В 2020 году экстремисты снова о нём упомянули. По материалам Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, «бело-красно-белая символика радикальных белорусских националистов целенаправленно использовалась в качестве искусственно объединяющей и отождествляющей во время массовых беспорядков» [8, с. 140]. В результате он стал символом угрозы разрушения белорусского государства, мирной жизни. Белорусский народ ещё больше сплотился вокруг своего настоящего национального флага — красно-зелёного полотнища с орнаментом. Стоит отметить, что за прошедшие несколько лет значимость этого символа в жизни белорусского общества заметно повысилась. Благодаря принятым поправкам в законодательство стало разрешено использовать национальный флаг повсеместно и постоянно при условии обеспечения необходимого к нему уважения [9].

Расширение возможностей и поводов использования национального флага, возрастание гордости за государственные символы в связи с успехами и достижениями родной страны — всё это вместе, безусловно, будет способствовать укреплению национального единства и белорусской государственности.

Иван Турлай, кандидат экономических наук, доцент

Список использованных источников

1. Elgenius, G. Symbols of Nations and Nationalism: Celebrating Nationhood / G. Elgenius. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. – 232 p.
2. Jaskulowski, W. The Magic of the National Flag / W. Jaskulowski // Ethnic and Racial Studies. – 2016. – Vol. 39, № 4. – P. 557–573.
3. Гісторыя беларускай дзяржаўнасці: вучэб. дапаможнік для студ. устаноў выш. адукацыі / I.А. Марзалюк [i iнш.]; пад агул. рэд. I.А. Марзалюка. – Мiнск: Адукацыя i выхаванне, 2022. – 448 с.
4. Kolstø, P. National Symbols as Signs of Unity and Division / P. Kolstø // Ethnic and Racial Studies. – 2006. – Vol. 29, № 4. – P. 676–701.
5. Сапрыков, В. Рождение главных символов / В. Сапрыков // Союзное государство. – 2009. – № 10. – С. 92–97.
6. Лукашэнка назваў герб і сцяг свецкай іконай, якой павінен пакланяцца ўвесь народ [Электронны рэсурс] // Беларускае тэлеграфнае агенцтва. – Рэжым доступу: https://blr.belta.by/president/view/lukashenka-nazvau-gerb-i-stsjag-svetskaj-ikonaj-jakoj-pavinen-paklanjatstsauves-narod-114522-2022/. – Дата доступу: 07.04.2023.
7. Турлай, И.С. Политическая символика: глубинный смысл и осознанный выбор белорусов / И.С. Турлай // Беларуская думка. – 2022. – № 8. – С. 56–62.
8. Геноцид белорусского народа: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск: Беларусь, 2022. – 176 с.
9. Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» [Электронный рецсурс]: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2021 г., № 83-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100083&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 07.04.2023.

Об авторе

Турлай Иван СергеевичТурлай Иван Сергеевич. Родился в 1985 году в г. Минске. Окончил Белорусский государственный университет (БГУ) (2008). Стажировался на курсах Академии дипломатической службы МИД ФРГ (2009). Докторант кафедры международных отношений Белорусского государственного университета (политические науки).

В 2008-2013 годах – на дипломатической службе Республики Беларусь. В 2014-2019 годах – доцент кафедры международного менеджмента БГУ. С 2019 года – доцент кафедры управления и экономики Высшей школы республиканского института Высшей школы.

Кандидат экономических наук (2013), доцент (2017).

Автор свыше 70 научных и научно-популярных работ, 11 книг.

Сфера научных интересов: политические институты, интеграция на постсоветском пространстве, иностранные инвестиции, социально-экономическое развитие Минска, белорусская модель социально-экономического развития.

Статья поступила в редакцию 23.05.2023 г.

Беларуская думка, №9, 2023

Перевод Александра Флегентова

Прокрутка вверх