В информационном выпуске «Вестника геральдиста» была опубликована «Азбука Геральдики», где под №145 значится «Погонь» — герб старой Литвы». Нам бы хотелось сделать ряд уточнений в отношении данного герба и его определения. Прежде всего думается, нет необходимости употреблять термин «Погонь», есть полностью соответствующие ему встречающиеся как в старых летописях, так и в публикациях на тему геральдики — русское — «Погоня» и белорусское — «Пагоня». Нам кажется, что не только терминология, но и сам герб заслуживает более тщательного и глубокого изучения. Определение «герб старой Литвы», мягко выражаясь, двусмысленно, т.е. его можно понимать исторически как герб Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) и осовремененно-пропагандистски — как герб Литвы (что чаще всего и делается не только широкими кругами любителей, но также и профессионалов, как историков, так и геральдистов), т.е. без учёта исторического контекста возникновения и употребления герба Погоня. Последнее является, как нам кажется, не совсем объективным. Мы полностью убеждены, что данный герб ни в коей мере не должен называться «литовским» в современном понятии этого термина. Этот герб, на наш взгляд, имеет чисто славянское происхождение, в той самой степени как и герб Москвы — т.н. Георгий Победоносец. И если второй мы полностью относим к потенциалу русской геральдики, то первый целиком и полностью принадлежит белорусской национальной геральдике, а не какой-либо другой. На чем это утверждение основывается? Попробуем вкратце изложить основные положения своей концепции:
1). Прежде всего следует иметь ввиду, что ВКЛ это не Литовско-балтское государство, а государство, в своей основе славянское. Этот факт был подчёркнут ещё К. Марксом, говорившем о периоде феодальной раздробленности: «Русь тогда была разделена на Москву и Литву» [1]. Таким образом, в Восточной Европе существовало два центра, соперничавших за право объединения восточнославянских земель. При этом, на первом этапе это более удавалось ВКЛ. В XIV веке территория его занимала площадь современной Белоруссии, Украины, Литвы (летописной Самогитии или Жмуди). Восточные границы его проходили у Можайска, а западные — по реке Висле. Правда, позднее территория его начинает довольно быстро сокращаться, и во второй половине XVl века ВКЛ несколько превышает современную территорию БССР, почти полностью совпадает с ареалом белорусского языка. Кстати, последний является государственным языком ВКЛ почти до конца XVII века, после чего его место в официальных процедурах занял польский, а с разделами Речи Посполитой, на этой территории — русский (причём особенно интенсивно с 1920-1930-х годах ХIХ века).

В этой связи весьма интересным представляется свидетельство польского историка второй половины XVI в. Мацея Стрыйковского, который писал о славянских народах: «Русичи и иные русские народы имя и название свое имеют,.. все Славянский язык употребляют и все являются христианами. В соответствии с обрядом (вероисnоведанием — А.Т.) — есть большая часть греческих — как-то Москва, Белорусичи, Литовцы, Болгары, Босняки, Сербы и т.д. Другие в соответствии с наукой римского святого костела — как-то Поляки, Мазуры, Чехи, Моравцы, Хорваты, Далматцы… и иных много народов пользуются Славянским русским языком». Как видим термин «литовцы» в этом отрывке применяется к православному населению, в то время, как известно, что современные литовцы переходили из язычества в католицизм, минуя православие, и этот процесс протекал несколько позднее. В то время, когда проходили торжества, посвящённые 1000-летию крещения Руси, отмечалось 600-летие крещения Литвы (в совр. смысле слова).
Следует также отметить, что ещё в ХIХ веке территория «Литвы» включала в себя губернии: Гродненскую, Минскую и Виленскую, а Белорусскими губерниями считались Витебская, Могилёвская и Смоленская.
Таким образом историко-географическая привязка почти полностью (за исключением южных районов современной Литвы, исключает из территории ВКЛ современную Литву (Летописную Жмудь или Самогитию).
2). Как показывает анализ геральдических данных в сочетании с данными исторической географии-только воеводства бывшего ВКЛ, либо большая часть их, находящихся в пределах современной Белоруссии, имеет на своих гербах изображение классической Погони.
Другие воеводства или другие административные единицы, как например, бывшее ранее независимым от ВКЛ Жмудское княжество (что составляет сейчас основную территорию современной Литовской ССР) использовало свой традиционный герб — в красном поле черный стоящий на задних лапах медведь в серебряном ошейнике. В этой связи хочется привести строфы, написанные уроженцем Новогрудчины, другом А.С. Пушкина, гения польской поэзии Адама Мицкевича. В своей бессмертной поэме «Пан Тадеуш» (действие которой разворачивается в родных ему местах в начале XIX в.) говоря устами одного из своих персонажей о грядущей войне России с Наполеоном, он писал:
«Пусть заржёт тут Погоня,
На Жмуди медведь пусть взревёт».
Думается, что в своих творениях А. Мицкевич опирался на живую ещё тогда геральдическую традицию и на историческую память своих современников и земляков.

3). Хочется отметить, что за весь период существования ВКЛ и позднее Речи Посполитой титулатура верховного лица, общего как для ВКЛ. так и Короны Польской звучала примерно так:
«Король Польский, Великий князь Литовский, Русский (имеется в виду территория современной Львовщины — Русского воеводства — А.Т.), Прусский. Жомоистский…» и т.д.
Таким образом Жмудь фигурирут, в титуле отдельно от ВКЛ, в то время как Белоруссии вообще не упоминается, хотя именно на её территории и было расположено ВКЛ. Отказ от термина Белоруссия в XVI и более поздних веках было вынужденной мерой, т.к. уже в этот период термин Белая Русь, наряду с Малой Русью появляется в титулатуре Московских государей. Для того, чтобы не создавать прецедента, из чисто политических соображений обе Руси интенсивно заменяются терминами ВКЛ (реже в официальных документах и чаще в русском быту — Литва) и Украйна (Украина) — причём последний даже встречается в применении к территории крайнего востока Белоруссии.
4). Воеводские войсковые хоругви (знамёна) ВКЛ, как правило, несут на себе герб Погоню, за исключением только Жмуди, где этот герб представлен в доминирующем положении, а жмудский медведь в подчинённом, т.к. это княжество было подчинено и включено в состав ВКЛ. Почти аналогичная ситуация наблюдается и с войсковой хоругвью Подляшского воеводства (Подляшье — заnадная часть ВКЛ, аннексированная Короной Польской в 1569 г.). Только здесь Погоня находится в подчинённом положении, а белый польский орёл в доминирующем.

5). В русском «Титулярнике» (1672 г.) имеется изображение герба Погоня с надписью «Великий князь Литовский». Тем не менее тогда и позднее понятие «Литовский», очерчивалось исторически верно. После первого раздела речи Посполитой (1772 г.) и присоединения восточной части современной Белоруссии к Российской империи, городам этого региона были пожалованы большей частью новые городские гербы (1781 г.), причём большинство из них получало в качестве элемента герб Погоню.
Несколькими годами раньше из жителей присоединённых областей были созданы «национальные военные части» — Белорусская гусарская хоругвь и Полоцкий мушкетёрский полк. Оба эти объединения получили на свои штандарты в доминирующую часть щита часть Российского орла, а в другую — герб Погоню. Кстати, именно полоцким мушкетёрам под командованием А.В. Суворова принадлежит честь взятия Измаила.
В 1827 r. лейб-гвардии Гродненский гусарский полк получил штандарт с изображением двуглавого орла, на груди которого щит «Малинового и зелёного бархату с изображением на нём Литовского всадника».

Позднее, в 50-х r. XIX в. был разработан большой герб, где на крыльях царского орла размещены объединённые щиты различных земель, входивших в состав Российской империи. Среди них — два, связанные с территорией бывшего ВКЛ. Щит объединённых гербов княжеств Белорусских, на котором представлены гербы — Полоцкий, Витебский и Мстиславский (правда последний можно отнести на счёт фантазии Департамента герольдии). На Полоцком и Витебском гербах представлены изображения традиционной Погони, соответственно в серебряном и красном полях.
Второй щит построен по тому же принципу: «разделённый вилообразно на три части. В первой части герб Великого княжества Литовского — в червлёном поле на серебряном коне, покрытом червлёным трёхконечным с золотою каймою ковром, серебряный в вооружении с поднятым мечом и со щитом, на коем осьмиконечный червлёный крест» [2]. В третьем поле, рассечённом в верхней части, серебряный одноглавый (польский) орёл, а в нижней — Погоня в лазуревом поле. Во втором же поле герб Самогитский, в золотом поле чёрный, стоящий на задних лапах медведь, язык червлёный.

По свидетельству белорусско-литовских летописей (написанных на белорусском, или более поздние списки — на польском языках) герб Погоня входит в употребление во время княжения великих литовских князей Наримунта или Витеня в конце XIII в.
В «Воскресенской летописи», которая не подвергалась политическому редактированию в ХVI — начале XVII вв. отличие от белорусско-литовских, имеются сведения о том, что «начало государей Литовских» идёт от династии полоцких князей. Первый виленский князь — Давид Ростиславович (1125 г.) был не только предшественником, но предком, и состоял в кровном родстве и с Витенем, и с Наримунтом [3]. Таким образом традиция употребления «Погони» через последних восходит к Полоцкому княжеству.
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что т. н. «Литовская погоня», не является литовской в современном смысле этого слова. Этот герб родился из глубоко славянских традиций и связан своим происхождением непосредственно с древним восточно-славянским населением Европы. Он имеет общие генеалогические корни с такими гербами как копейщик (Георгий Победоносец) и другим — Сокольничий.

Герб «Погоня» выкристализовывался и обрёл свою конечную форму на территории Великого княжества Литовского — славянского государства, где основным этносом был белорусский. Первая столица и ядро, вокруг которого начала проходить консолидация этого государства был Новый Городок (совр. Новогрудок Гродненской области). Основой военной мощи, культурного и экономического потенциала были также белорусские земли. Поэтому нам кажется, что отнесение герба Погоня в арсенал современной литовской геральдики является неправомочным.
А. Титов, кандидат исторических наук, г. Минск.
Примечания
1. Цит. по книге И.Б. Грекова «Очерки по истории Международных отношений восточной Европы XIV-XVI вв.». М. 1963. с. 156.
2. ПСЗРИ, собр. 11, СПб., 1857 г. XXXII. отд. 1, с. 300-301 СПб., 1858, отд. 11, стр. 301.
3. ПСРЛ, т. УП, сс. 253, 165.
Наш комментарий
Статья белорусского историка А.К. Титова доказывает какую важную роль древние геральдические символы продолжают играть и сегодня в сознании наших современников. Особенно отчётливо проявляется это в периоды национального возрождения, когда народы обращаются к своей истории, ищут в ней свои корни, восстанавливают традиции, — важнейший элемент самосознания. Случается, однако, что обращение к прошлому выявляет общие корни культур, и тогда существуют два пути: или признать духовное родство, преемственность традиций, или, как к несчастью тоже бывает, — пытаться отстоять исключительное право своего народа на те или иные памятники, на тех или иных деятелей культуры, истории…
Изложенные А.К. Титовым взгляды на историю Великого княжества Литовского — своеобразная реакция на господствовавшие до недавнего времени в белорусской историографии теории «завоевания и порабощения» белорусского народа литовскими феодалами. Можно в принципе согласиться с автором, когда он, как и многие современные историки, констатирует преобладание в ВКЛ славянского элемента. Тем не менее, неверно было бы считать ВКЛ и государством только славянским. Эта огромная держава была создана предками современных литовцев и белорусов; литовская династия нашла поддержку местного боярства и горожан, обеспечив сохранение их прав, обычаев; сами литовские князья быстро славянизировались, многие из них принимали православие. Но изначально и на протяжении всей истории ВКЛ литовская знать сохраняла в нём огромное влияние.
Крещение Литвы по католическому обряду в 1387 г. приостановило процесс ассимиляции литовской аристократии с западно-русским обществом. В ВКЛ усилилось западноевропейское (прежде всего польское) влияние. Его результатом стало, в частности, и оформление (в том числе на белорусских землях) родовых и городских гербов.
Впрочем, восточно-славянский язык действительно оставался в ВКЛ государственным до конца XVII в. (когда его сменил польский), активно развивалась в этом государстве белорусская культура, и в государственной традиции белорусского народа эта держава занимает почётное место. Но нельзя впадать в другую крайность и называть ВКЛ белорусским государством, — как не являлось оно и государством только литовским. Великое княжество Литовское, Русское и Жмудское было государством балто-славянским, общим государством предков современных литовцев и белорусов (а до 1569 г. и украинцев).
«Погоня» являлась государственным гербом ВКЛ, эмблемой государства в целом (именно в этом качестве «Погоня», помещённая рядом с польским белым орлом, стала элементом общего государственного герба Речи Посполитой ХVI-ХVIII вв.), а также родовым гербом великокняжеской династии Гедиминовичей. Жмудь, как и некоторые другие земли ВКЛ, действительно сохраняла особую эмблему, как сохраняли особые гербы в большинстве феодальных государств отдельные провинции, что отнюдь не уменьшало значения общегосударственного символа.
Хотелось бы отметить и ряд неточностей в освещении автором исторических реалий. Так, версия о происхождении династии Гедиминовичей от полоцких князей, т.е. от Рюриковичей, давно отвергнута исторической наукой и не принимается всерьёз (эта легенда была сочинена после выезда некоторых Гедиминовичей на московскую службу и вошла в официальные родословцы, но ещё в XIX в. русский генеалог князь Пётр Долгоруков остроумно заметил, что 300 лет спустя после крещения Руси потомки святого Владимира не могли оказаться язычниками).
«Рvсь» в титуле великих князей литовских присутствует ещё при Гедимине, «короле Литвы и Руси» — земель современной Литвы и большей части нынешней Белоруссии. «Великим княжением русским» именуют земли современной Белоруссии летописи XV в., повествуя о бегстве литовского князя Свидригайло в Полоцк. «Русь» — это не Львовщина, как пишет А.К. Титов, а славянские земли ВКЛ (хотя часть украинских земель Речи Посполитой действительно входили в состав так называемого Русского воеводства).
Утверждая, что герб «Погоня» будто бы «целиком и полностью принадлежит белорусской национальной геральдике, а не какой-либо другой», уважаемый автор забывает, что в период существования ВКЛ, когда появилась эта эмблема, не было ещё собственно литовской или собственно белорусской геральдики (земельной, городской, родовой), что современная геральдика Белоруссии и Литвы выросла из одного корня, что это ветви одного мощного дерева. И, разумеется, современная Литва с тем же правом, что и Белоруссия, может апеллировать к традициям их общей государственности и к государственной символике ВКЛ. Тем более, что в отличие от Белоруссии Литва в межвоенный период сохраняла «Погоню» в качестве своего государственного герба, а совсем недавно Верховный Совет республики вновь признал за этой эмблемой статус официального национального герба Литвы.
Совпадение национальных эмблем Белоруссии и Литвы обусловлено исторической общностью судеб этих народов. Литовцев и белорусов соединяет многое, в том числе и геральдика. Так стоит ли спорить о том, чьи они, — общие традиции, вырывая друг у друга стяг с гербом, под которым предки и тех и других вставали на защиту рубежей их общей Родины?
С. Думин
Вестник геральдиста. 1990. № 1.
