Распад СССР привёл к изменению геополитической реальности и появлению на его национальных окраинах новых независимых государств. Судьба новых политических образований сложилась по-разному, но объединяющим фактором для них стал пересмотр своего исторического прошлого и поиск концептов для национально-государственного строительства. В попытках обосновать свое «право» на национальную государственность многие народы обратились к самым древним страницам своей истории (и даже археологическому прошлому), призванным продемонстрировать высокий уровень развития национального самосознания и традиции существования государственности на самом раннем этапе.
В стремлении доказать собственную самостоятельность и автономность многие страны пошли не только на «удревнение» собственной истории и формирование исторических мифов, но и осуществили переоценку общности исторического прошлого в рамках существования в едином государстве – сначала в Российской империи, а потом и в Советском Союзе. Так на постсоветском пространстве появилось множество версий региональных историй, которые, по сути, являются вариантами национальной исторической политики.
Ключевое место в политике нациестроительства занимает формирование идеологических конструктов, которые, в свою очередь, транслируются вовне через ряд символов, представленный в государственной символике (флаг, герб, гимн) и в имиджформирующей политике (брендирование официальных мероприятий, сайтов, буклетов, туристических путеводителей и т.д.).
Исследование символического пространства страны, представленного в том числе геральдическими символами регионов, позволяет проанализировать «смысловую нагрузку» и оценить значимость конкретного региона в формировании имиджа страны за рубежом, выявить символы, важные для её идентификации.
Проблеме изучения геральдики современной Беларуси посвящено не так много исследований. Одним из фундаментальных трудов является монография белорусских авторов В.И. Адамушко и М.М. Елинской «Современная геральдика Беларуси»1, где рассмотрены основные принципы формирования гербов согласно геральдической традиции Средневековья в Западной Европе, Великом княжестве Литовском, Российской империи, прослеживается история территориальной геральдики и вексиколлогии Республики Беларусь, на основании архивных источников и нормативно-правовой базы даётся подробная характеристика геральдических символов на современных гербах регионов Республики Беларусь, представлена классификация гербовой символики. Авторству уже упомянутых исследователей также принадлежит книга «Гербы и флаги Беларуси»2, которая, по-видимому, является более ранним изданием «Современной геральдики Беларуси».
Среди авторов работ по данной тематике стоит отметить также М.В. Загоруйко3, Л.В. Спаткай4. Характерно, что тема геральдической символики Республики Беларусь разрабатывалась в основном сотрудниками Белорусского комитета по архивам и делопроизводству Совета Министров Республики Беларусь (ликвидирован в 2006 году) – М.М. Елинской5, С.Е. Рассадиным6, А.А. Шпунтом7, которые принимали непосредственное участие в восстановлении старых гербов и утверждении новых8.
Специальных исследований, посвящённых влиянию геральдической символики Беларуси на процесс формирования имиджа страны, нет, однако встречаются отдельные работы в этой области: Л.Е. Лойко9, И.Н. Шарухо и Е.В. Самойловой10, В.Д. Петрова11.
Так как разработка и утверждение геральдических символов отражают идеологические концепты государственной политики, в отдельную категорию исследований стоит выделить работы, посвящённые исторической политике белорусского государства: статьи А.А. Браточкина12, Д.В. Петрухиной13, А.А. Гронского14, Е.Н. Обуховой15, В.М. Шнейдера16. Особый интерес представляет работа А.И. Филюшкина, выдвинувшего концепцию «белорусского Средневековья» как альтернативного базиса для формирования белорусской национальной идентичности17. В рамках данной публикации автор показывает, какие проекты использовали официальные власти Беларуси для поиска бело-русской идентичности, начиная от полоцко-кривичской модели государственности до Великого княжества Литовского. Автор подробно останавливается на возможностях и перспективах каждого варианта медиевального дискурса.
В структуре административно-территориального деления Республики Беларусь выделяются город Минск и 6 областей: Брестская область, Витебская область, Гомельская область, Гродненская область, Минская область и Могилёвская область.
Интересный подход к классификации городских гербов Беларуси представлен в исследовании А.А. Шпунта18. Автор разделяет все городские гербы на несколько групп: 1) архитектонические (архитектура), 2) религиозные, 3) говорящие или литерные, 4) владельческие (рыцарские, династические), 5) аллегорические (характеризуют город и его достопримечательности), 6) анималистические, 7) все остальные. На наш взгляд, предложенная классификация является достаточно подробной и удобной, и вполне может быть использована для характеристики гербов регионов Беларуси.
Формирование геральдических символов в разные исторические периоды Беларуси осуществлялось в соответствии с европейскими геральдическими традициями, польским и российским имперским гербоведческими канонами.
С одной стороны, необходимо констатировать, что современные гербы регионов Беларуси практически сохранили свою аутентичность гербам белорусских регионов в составе Российской империи, что свидетельствует об исторической преемственности в геральдической политике государства. С другой стороны, многие белорусские гербы, особенно городские, имеют литовские и польские корни, отражают историю частновладельческих, рыцарских гербов. Так, после трёх разделов Речи Посполитой, осуществленных в 1772, 1793 и 1795 гг., российские геральдисты сохранили некоторые исторические гербы, полученные белорусскими городами от королей Речи Посполитой и великих князей литовских19.
Прообраз современных гербов Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской областей находим в дореволюционных гербах регионов Беларуси периода Российской империи. Стилистика гербов не претерпела значительных изменений, сохранив традиционную палитру цветов (червлённый, золотой, лазоревый) и значимые символы. Неизменный атрибут гербов Российской империи с 1857 года – царская корона, символизирующая власть императора, в современной интерпретации была заменена на башенные короны в гербах Витебской, Гродненской и Могилёвской областей. Общими элементами для всех гербов этих регионов Беларуси является наличие дубовых листьев, обрамляющих французские щиты гербов, а также лазоревая лента – во времена Российской империи она означала высшую награду государства – Орден Андрея Первозванного, в настоящее время соответствует белорусскому Ордену Дружбы народов20.
В основе герба Витебской области Беларуси лежит утверждённый в Российской империи герб Витебского воеводства, берущий начало в эпохе Великого княжества Литовского. На воеводской хоругви, используемой в годы ВКЛ21, с одной стороны был изображён всадник на коне («Погоня»), с другой стороны присутствовал образ Спаса Нерукотворного22. На современном гербе Витебской области образ Спаса Нерукотворного отсутствует, однако, он изображён на гербе г. Витебска23. Современный вариант герба Витебской области был принят 2 июня 2009 года, он отражает новый виток обращения к белорусскому Средневековью – эпохе существования белорусских земель в составе ВКЛ (в белорусской официальной идеологии делается акцент на белорусском компоненте в государственности ВКЛ, белорусском языке как основном, на котором осуществлялось делопроизводство)24. Исследователи В.И. Адамушко и М.М. Елинская отмечают рост интереса к родовым гербам и шляхетской символике при формировании геральдических элементов25. На актуальном гербе Витебской области присутствует не только изображение «Погони», имеющей неоднозначную оценку в современном белорусском обществе, но и другой символ Витебщины – крест Ефросиньи Полоцкой. Крест изображён на щите, который всадник держит в левой руке. Крест Ефросиньи Полоцкой является национальным символом Беларуси и активно используется в филателии, нумизматике, коммеморативных практиках. Фигура Ефросиньи Полоцкой, наряду с личностью Симеона Полоцкого, является символом белорусского Просвещения, белорусской независимости.
Использование кейса «Полоцкого княжества» представляет особый интерес в вопросе конструирования белорусской национальной идентичности. Впервые в 1991 году, после обретения независимости Республикой Беларусь, в национальном дискурсе была предпринята попытка возведения истоков белорусской государственности к Полоцкому княжеству. В современной идеологии белорусской государственности истоки Беларуси возводятся к Полоцку, причём подчеркивается самостоятельный характер княжества, которое подается как третий центр восточнославянской государственности и противопоставляется концепции «Киевской Руси»26, являющейся общей исходной точкой в истории России и Украины. Значимость Полоцка в построении белорусской национальной идентичности, как отмечает А.И. Филюшкин, состоит в том, что в ней «соединялись все три необходимых компонента мифа об origo gentis: легенды о древних племенах (кривичи, полочане как непосредственные предки белорусов), легенда о первом государстве и первых князьях (Полоцкое княжество и Рогволодовичи), легенда об обретении веры и первых национальных святых (Ефросинья Полоцкая как святая и христианский просветитель XII в.)»27.
В исторической политике Республики Беларусь Полоцку уделяется особое место. Полоцк представляет особую значимость для исторической политики Беларуси не только с точки зрения древних традиций независимости белорусов, истоков белорусской государственности, но и как православный центр, центр белорусской письменности. Кроме того, знаковые фигуры Полоцка – Ефросинья Полоцкая и Симеон Полоцкий формируют новый пантеон национальных героев Беларуси28.
Герб Гродненской области выглядит следующим образом: в центральном поле французского щита червлённого цвета изображён золотой зубр, щит обрамлён дубовыми ветвями, с вплетённой лазоревой лентой, а верх щита венчает башенная корона. Зубр, выбранный в качестве знаковой фигуры, символизирует главную природную достопримечательность Беларуси, включённую в список наследия ЮНЕСКО – Беловежскую Пущу. Зубр – один из главных имиджевых символов Беларуси, изображение которого является хорошо узнаваемым и прочно ассоциированным с Беларусью ещё с древних времён. В настоящее время изображение зубра используется в туристическом продвижении Беларуси (сувенирная продукция, брендирование территорий), маркетинге (под торговой маркой «Зубр» Республика Беларусь производит компьютеры, электроинструмент, водку премиум-класса и другие товары, ориентированные на экспорт; изображение зубра присутствует на фирменных конфетах «Беловежская пуща» ТМ «Коммунарка»), event-политике белорусского государства (символом Чемпионата по хоккею на льду в 2014 году стал зубр). Изображение зубра на гербе Гродненской области представляется оправданным, так как Беловежская пуща территориально находится на границе Брестской и Гродненской областей Беларуси.
Современный герб Минской области был создан на основе традиций ВКЛ (1591 г.) и российской императорской геральдической традиции (1878 г.). В основу герба Минской области положено 2 сюжета: герб г. Минска, который ведёт свою историю с получения г. Минском Магдебурского права в XVI в., а также схематичное изображение природных объектов Минской области: рек Неман, Березина и Свислочь, протекающих на территории региона. На французском щите золотого цвета в верхнем правом углу помещён исторический герб Минска – изображение Девы Марии в окружении ангелов-херувимов, отражающее сюжет её Вознесения. На центральном поле щита изображены три голубых волнообразных пояса, символизирующие водные ресурсы области.
В основу герба Могилёвской области положен исторический герб Могилёвской губернии, утверждённый ещё в 1878 году. Герб представляет собой французский щит, в золотом поле которого по центру в овале голубого цвета присутствует изображение одной из четырёх известных чудотворных икон Беларуси – Могилёво-Братской Божьей матери, известной с 1655 года29. Элементы, представленные на гербе, перекликаются с другой известной иконой – «Спорительница хлебов». В нижней части щита над тремя зелёными холмами Могилёвщины изображены 3 колоса, символизирующих три основных района Могилёвской области. Каждый колос, в свою очередь, состоит из 7 зёрен, которые в сумме составляют количество административно-территориальных единиц Могилёвской области (21 район). Щит окружён традиционными для гербов белорусских регионов золотыми дубовыми и лавровыми листьями, перевязанными Андреевской лентой. Основными символами на гербе выступают религиозные символы, что является довольно частым случаем для городской геральдики (основу герба области, как правило, составляет герб главного города), а также природные, подчёркивающие аграрный характер региона. Символов, связанных со Средневековьем Беларуси и ВКЛ, не встречается, хотя в туристическом аспекте одной из главных достопримечательностей г. Могилёва является архитектурный ансамбль с Ратушей (признак получения городом Магдебургского права) на одной из центральных площадей.
У двух областей современной Беларуси – Брестской и Гомельской – гербы являются «новоделами», так как они не имели предшественников в Российской империи. Особый интерес представляет герб Брестской области по некоторым причинам. Во-первых, по стилю и оформлению он «выбивается» из традиций Белорусской геральдики. Он выполнен в форме барочного (немецкого), а не французского щита, характерного для гербов остальных белорусских регионов. Кроме того, само поле герба разделено на 2 половины: верхняя часть выполнена в лазоревом цвете и содержит элементы оборонительного сооружения, а нижняя часть щита представлена в червлёном цвете, на поле которого изображён золотой зубр – ещё один знаковый символ Беларуси, один из узнаваемых брендов страны. Разделение герба Брестской области на 2 половины может быть оправданным и отражать «пограничье» Брестской области, которое, в том числе, находит проявление в появлении схематичных зубцов крепости в верхней части барочного щита. Кроме того, герб Брестской области наиболее удачен с точки зрения формирования имиджа как региона, так и страны в целом, поскольку отражает основные национальные символы, прочно ассоциирующиеся с Республикой Беларусь (зубр, Беловежская Пуща, крепость). Традиционно в общественном восприятии с г. Брестом и Брестской областью ассоциируется Брестская крепость, которая входит и в перечень культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и упоминается в туристических путеводителях Беларуси. Однако, по мнению В.И. Адамушко и М.М. Елинской30, в гербе Брестской области присутствует схематичное изображение не зубцов Брестской крепости, а контуры Каменецкой башни – памятника военного зодчества XIII в. В данном случае мы наблюдаем расхождение между транслируемыми знаковыми символами в формировании имиджа региона на государственном уровне: в туристических путеводителях, на официальных сайтах Беларуси – с одной стороны, и в геральдической символике региона – с другой стороны.
Герб Гомельской области также является нетипичным для гербовой традиции Беларуси. Герб представляет собой французский щит зелёного цвета с изображением серебряного креста, на центральную часть щита наложен малый французский щит лазоревого цвета с изображением лежащей золотой рыси. В верхней части креста размещён серебряный лучник (символ древнего г. Туров), в правой – чёрный рог (символ г. Рогачёв), в левой – чёрный орёл (символ г. Мозырь), в нижней – пурпурная хоругвь с всадником (символ г. Речица). Щит венчает большая городская корона золотого цвета. Щит обрамлён двумя золотыми дубовыми ветвями, обвитыми и соединёнными красной орденской лентой31. Герб Гомельской области является единственным составным гербом белорусских регионов, на котором представлены символы всех городов области.
Характерно, что на наиболее почетном месте, в верхней части щита, изображён лучник из герба города Турова. Место нахождения лучника на гербе Гомельской области имеет важное символическое значение: это апелляция к историко-культурному наследию Беларуси, ведь Туров считается одним из древнейших городов Беларуси и наряду с Полоцким княжеством часто упоминается в контексте истоков белорусской государственности32. С точки зрения изучения геральдического потенциала белорусских регионов и его использования в исторической политике и имиджформирующей стратегии государства обращает внимание символ, изображённый в нижней части щита – всадник на пурпурной хоругви, отсылающий нас к гербу г. Речицы Гомельской области. Изображённый всадник вызывает ассоциации с другим символом некогда белорусской государственности и независимости, а сейчас во многом ставшего символом оппозиции в Беларуси – гербом «Погоня». Герб «Погоня» – пожалуй, самый неоднозначный символ в историческом бэкграунде Республики Беларусь.
Существует мнение, что герб «Погоня» имеет антироссийскую направленность: сторонники данной точки зрения указывают на использование хоругвей с «Погоней» в битве под Оршей в 1514 году, когда были разгромлены русские войска литовцами; использование бело-красно-белого флага и герба «Погоня» белорусскими националистами в годы Первой мировой войны, коллаборационистами в Великой Отечественной войне. Однако есть и другие мнения относительно происхождения герба: ряд исследователей отождествляют её с российским символом, часто встречающемся в геральдике – Георгием-Побенодосцем, или драконоборцем Егорием, которого в польской геральдической традиции называли «Русской Погоней». В Российской империи герб «Погоня» входил в состав Большого Государственного герба (1882), использовался в гербах Витебской и Виленской губерний, входил в основу или составную часть 22 гербов городов, изображался в составе родовых гербов потомков Гедиминовичей33.
В 2000-е годы герб «Погоня» был внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, однако в последнее время его роль среди историко-культурных символов Беларуси остаётся неясной ввиду использования как в официальной, так и в оппозиционной символике. В то же время, при обращении к данному символу происходит его отождествление с эпохой ВКЛ, трактуемого как «золотой век белорусской государственности». Оппозиция использует данный символ в контексте «европейского вектора» развития Беларуси, обращения к наследию ВКЛ, а также, закладывает смыслы белорусской независимости (обращение к памяти о БНР). «Погоня» в качестве геральдического символа присутствует на гербах Витебской и Гомельской областей Беларуси, городов Могилёва, Речицы, Верхнедвинска, Лепеля и др.
***
Итак, современные гербовые практики регионов Беларуси пытаются уместить в себе 2 варианта белорусской истории: память о существовании белорусских земель в составе ВКЛ (поскольку данная эпоха воспринимается как значимый период в истории белорусской государственности на официальном уровне) и преемственность символики Российской империи. Двуединство связано с тремя аспектами: во-первых, историей существования белорусских земель в составе разных государств на протяжении длительного времени (Древнерусское государство – ВКЛ – Речь Посполитая – Российская империя), во-вторых, идеологией белорусской государственности, старающейся сохранять «баланс» в оценке литовского и российского периодов в своей истории, и, наконец, в-третьих, сохранением исторической преемственности в истории гербов.
Гербы белорусских регионов сформированы по разным принципам. На их изображениях встречаются православные святые (Минская область, Могилёвская область), природные объекты (Минская область, Могилёвская область), анималистические изображения национальных символов (Брестская область, Гродненская область). Из общей стилистики гербов белорусских регионов выделяются герб Гомельской области (не имеющий преемственности в Российской империи, а также, составленный из гербов городов области), герб Брестской области (также не имеющий преемственности в Российской империи, и использующий не типичный французский щит, а барочный немецкий).
Гербовый потенциал регионов Беларуси используется в недостаточной мере с точки зрения его имиджевого потенциала, повышения туристической привлекательности региона, его узнаваемости за рубежом. На государственном уровне отмечается «размежевание», отсутствие единой линии в плане позиционирования значимых национальных символов, повышения их ассоциативности со страной и её регионами. Так, например, с точки зрения успешного соотнесения культурно-исторического потенциала с геральдическими символами стоит отметить Гродненскую и Брестскую области, на гербе которых присутствует национальный символ (зубр), прочно ассоциирующийся как с Беларусью в целом, так и с конкретными регионами в частности.
В информационном пространстве за Республикой Беларусь уже закрепился ряд национальных символов (причём как «снизу» — традиционно, исторически, так и «сверху», на государственном уровне): аист (бусел), василёк, синий цвет, крест Ефросиньи Полоцкой, замковая архитектура. На официальном сайте Республики Беларусь в «Топ-5 достопримечательностей Беларуси» упоминаются такие памятники архитектуры, как Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» (Минская область), мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (Брестская область), Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей (Гомельская область), замковый комплекс «Мир» (Гродненская область), Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник (Витебская область)34. На международном уровне в реестр Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Беларуси внесены следующие достопримечательности: Беловежская пуща (1992 г.), Мирский замок (2000 г.), Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (2005 г.), Геодезическая Дуга Струве (2005 г.)35. При этом Брестская крепость, внесённая в предварительный список объектов Всемирного наследия в 2004 году, позднее была исключена из него. В настоящее время Республика Беларусь вновь будет выносить его на обсуждение36.
Все эти символы, обладающие высокой узнаваемостью и представленные в государственной символической политике (буклеты, списки достопримечательностей, официальная символика) нуждаются в последовательном продвижении и закреплении в массовом сознании не только на уровне страны, но и на уровне конкретных регионов Беларуси, что позволит выстроить ассоциативную цепочку и «закрепить» их в общественном сознании.
Синенко Е.А
1. Адамушко В.И., Елинская М.М. Современная геральдика Беларуси. Минск, 2014.
2. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы и флаги Беларуси. Минск, 2006.
3. Загоруйко М.В. Государственные символы Белоруссии: история и значение // Genesis: исторические исследования. 2015. № 1. С. 36-58. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13999 (дата обращения: 17.04.2024).
4. Спаткай Л. Нацыянальныя і дзяржаўныя сімвалы Беларусі = Национальные и государственные символы Беларуси. Мінск, 2008.
5. Елинская М.М. Геральдика современной Беларуси // Юстиция Беларуси. 2022. № 2. С. 25-27; Елинская М.М. Роль государственных архивов в деятельности по воссозданию исторических гербов и созданию новой территориальной геральдики Республики Беларусь // Архивы и общество сегодня: Материалы Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 11-12 нояб. 2003 г. Минск, 2004. С. 87-93; Елинская М.М. Основные принципы выбора геральдических сюжетов для новых территориальных гербов Беларуси // Архивы и делопроизводство. 2006. № 5. С. 117-121.
6. Рассадин С.Е. Новые факты из истории геральдики городов Беларуси // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 2 / Рэдкал.: С.М. Ходзін (адказ. рэд.) і інш. Минск, 2005. С. 90-103.
7. Шпунт А.А. Военные мотивы в городской геральдике Беларуси XVI-XVIII вв. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. Исторические науки. 2021. № 1. С. 210-216.
8. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы и флаги Беларуси. Минск, 2006. С. 95.
9. Лойко Л.Е. Территориальная геральдика в структуре геобрендинга // Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности. Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. Минск, 2020. С. 288-292.
10. Шарухо И.Н., Самойлова Е.В. Методика формирования географического образа страны: на примере использования городских гербов Беларуси // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2006 г., 7–8 февраля 2007 г. / под ред. А.В. Иванова. Могилев, 2007. С. 207–209.
11. Петров В.Д. Гербы городов Беларуси: влияние на продвижение туристских дестинаций в современных условиях // Туризм и индустрия гостеприимства: исторический опыт и современные тренды: Материалы Всероссийской конференции с международным участием, Тула, 16 ноября 2023 года. Тула, 2023. С. 52-54.
12. Браточкин А. Политика памяти в пространстве Минска: между забвением и идеей «множества памятей» // Історія, пам’ять, політика. Збірник статей / Упоряд. Г. Касьянов, О. Гайдай. Киïв, 2016. С. 9-52.
13. Петрухина Д.В. Национальные символы Республики Беларусь: культурное единство и исторический выбор // Информационно-аналитический журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Серия 5: «История». 2024. № 1. С. 109-121.
14. Гронский А.Д. Год исторической памяти в Белоруссии: итоги, проблемы, перспективы // Россия и новые государства Евразии. 2023. № I (LVIII). С. 34-43.
15. Обухова Е.Н. Концепция Великого Княжества Литовского в исторической политике Республики Беларусь: этапы становления и современное состояние // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. Т. 14. № 1(123).
16. Шнейдер В.М. Наследие Великого княжества Литовского в современной Беларуси // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2020. № 4. С. 109-117.
17. Филюшкин А.И. «Мобилизация Средневековья» как поиск идентичности: какими путями Белоруссия хочет уйти от исторического наследия Российской империи и СССР // Quaestio Rossica. 2017. Т. 5. № 2. С. 569-590.
18. Шпунт А.А. Военные мотивы…, с. 211.
19. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы…, с. 10.
20. Загоруйко М.В. Государственные символы…, с. 36-58.
21. Примеч. Здесь и далее – Великое княжество Литовское.
22. Загоруйко М.В. Государственные символы…, с. 36-58.
23. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы…, 2006. С. 63.
24 История белорусской государственности – основа гражданско-патриотического воспитания населения. Материалы для информационно-пропагандистских групп (сентябрь 2022) // Министерство связи и информатизации Республики Беларусь [сайт]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/ view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.mpt.gov.by%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles% 2Ftema_-_sentyabr_0.docx&wdOrigin= BROWSELINK (дата обращения 17.04.2024). С. 3.
25. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы…, с. 55-56.
26. История белорусской государственности…, с. 2.
27. Филюшкин А.И. «Мобилизация Средневековья»…, с. 574.
28. Бикетова Е.А., Чернышов Ю.Г. Нациестроительство Республики Беларусь и европейский компонент белорусской идентичности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 18. С. 97.
29. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы…, с. 228-229.
30. Адамушко В.И., Елинская М.М. Гербы…, с. 29.
31. Там же, с. 104-105.
32. Самонова М.Н. Рогволд и Рогнеда: скандинавские корни Полоцкой княжеской династии // ALBA RUSCIA: белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций (X–XVI вв.) / отв. ред. А.В. Мартынюк. М., 2015. С. 21, 25.
33. Загоруйко М.В. Государственные символы…, с. 36-58.
34. Belarus.By. Официальный сайт Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belarus.by/ru/ (дата обращения: 17.04.2024).
35. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси // Belarus.By. Официальный сайт Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belarus.by/ru/travel/heritage (дата обращения: 17.04.2024).
36. Брестская крепость может пополнить Список всемирного наследия ЮНЕСКО // БелТА. 23 февраля 2024. [сайт]. URL: https://www.belta.by/regions/ view/brestskaja-krepost-mozhet-popolnit-spisok-vsemirnogo-nasledija-junesko-617175- 2024/?ysclid=lv4338mlx951682106 (дата обращения: 17.04.2024).
Сведения об авторе
Синенко Екатерина Андреевна, к.и.н., доцент, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России.
Дневник Алтайской школы политических исследований. 2024. № 40. С. 94-105.
